Про крупный, средний и общий планы в жизни

Если представить нашу жизнь, как некое кино и принять соответственную терминологию, то можно проследить причины того или иного нашего поведения. Как и в кино, мы имеем дело с крупным планом, средним и общим. Крупный план обусловливает наше поведение. Он может не превалировать и скрываться за другим крупным планом, который на самом деле этим планом не является, а относится, скажем, к среднему. Умение отличить крупный план от второстепенного, что касается актерской практики, вероятно, обязательно, что касается жизни вероятно желательно. Далее отойдем от этой темы несколько в сторону, чтобы потом снова вернуться. Итак, что такое абсолютная свобода? Понятие, на мой взгляд, включающее в себя исполнение любого человеческого (естественно мы рассуждаем с позиции человека) желания, чего можно представить и чего нельзя (пример не формулированного желания, желания интуитивного). Проследим возможные варианты: Итак, мы получаем некую возможность реализации любого нашего желания, такой духовно-матерьально-физиологический коммунизм. Что же, скорее всего нас ожидает? - разочарование, пресыщение и, как следствие, неудовлетворенность собой и миром. То есть опять отсутствие свободы, что противоречит и первому - желание не реализовано, т. е. не принесло удовлетворения, и второму смыслу слова свобода - т. е. освобождение, облегчение если хотите. Таким образом, даже осуществление внешней свободы по-прежнему не разрешает конфликта, значит, существует какая-то противосила, попробуем ее выявить. Эта противосила находится внутри человека, его личная несвобода, невластие себе, своим желаниям, приходящим из подсознания, часто не приемлемых сознанием или рассудком (по Фрейду), а самое главное не всегда конкретным. Ходячий анекдот про то, что что-то хочется, а кого не знаю, прекрасное тому подтверждение, если не понимать это слишком узко. Считается, что человек, владеющий собой, управляет и своими желаниями, но это в корне не верно. Он управляет только своим поведением, преодолевая эти желания, но желания остаются. Одно дело если они не слишком сильны, т. е. находятся в зоне, скажем среднего плана, но если они выходят на первый план, тогда человек, а затем и общество в целом сталкивается с серьезными проблемами. То есть за всю свою эволюцию человек так и не научился управлять или генерировать свои желания, или, по крайней мере, понимать их направление. Помните «Сталкер», писатель говорит: «Могу ли я наверняка знать, что я хочу именно то, что хочу или не хочу действительно того чего не хочу». В этом и прелесть бытия, и его пагубность. Древние предложили нам ряд решений этой проблемы. Первое - и буддизм, и христианство, особенно монашеское - отказ от желаний, любых. Мне видится в этом некая примитивизация проблемы, поскольку желания не всегда пагубны и полный отказ от них есть не что иное, как отказ от мира сего. «Пойте, братья песнь отречения от мира сего», поет Досифей и в итоге - костер, т. е. величайший грех самоубийства, пусть и облеченный идеей. В таком случае все земное существование бессмысленное ожидание конца. Несколько отвлекусь: если бы человек изобрел земное физическое бессмертие, он бы, вероятно, ответил на вопрос о смысле жизни. Как в поезде, когда едешь, сутки можно потерпеть, если же едешь месяц, год, хочешь - не хочешь, придумаешь занятие и оправдание ему. Кстати говоря, Сергий Радонежский живя «в лесу со зверьми» находил время ездить мирить князей, значит, его монашество не было отказом от мира сего. На мой взгляд - единственно верное монашество, я бы даже сказал - монашество в миру - «Отец Сергий» Льва Толстого. Также был решен древними вопрос любви и взаимоотношений мужчины и женщины - брак, венчание - одномоментное, безапелляционное решение (как мы знаем, развод запрещен церквями или не приветствуется.) То есть, по сути дела, это закрытие проблемы, уход от нее, но не решение. Попробуем найти причины неуправляемости человеческих желаний. Разберем так называемое чувство противоречия, которое знакомо каждому из нас в той или иной степени. Мне думается, что это чувство зарождается в нас с первым криком в роддоме. Стоило только нам появиться на свет, как люди и мир, окружающие нас, навязывают нам свои правила. Мы кричим, чтобы лучше дышать, чтобы заявить о себе миру, а нам говорят, не кричи, мы не хотим есть, спать и наоборот, а нас заставляют. Мы беспомощны, мы еще не можем спорить, а я уверен, что рождаемся мы с памятью, о том другом мире и нам, конечно, кажутся законы этого мира неестественны. Дети, рождаясь, все кричат или, если хотите, поют на опоре, начиная говорить большинство людей, утрачивает это умение, сохраняют единицы, которых мы потом знаем как великих певцов. Постепенно память прошлого мира утрачивается, но чувство противоречия остается. Мир тоже принимает нас холодом, после тепла матери, болезнями, болью. А ведь отрицательные эмоции, превалируют, вспомните, когда нам делают добро, мы не очень то удивляемся, когда же зло - не то, что удивляемся - негодуем. Таким образом, когда мы знаем причины противоречий, мы еще не можем говорить и их выразить, когда уже можем – не знаем, только догадываемся. Второе и основное противоречие - незнание нами наших истинных желаний. Ведь ни для кого не секрет, как трудно бывает решиться на очевидные, нужные и как нам кажется желаемые нами действия, в то время как какая-нибудь авантюра может увлечь нас немедленно. И дело тут, на мой взгляд, не в трудностях и лени (понятие требует особого разбора), наша нерешительность порождается нашим внутренним нежеланием и оно за редким исключением главенствует, или что часто бывает, тормозит наш первый посыл, а потом уже бывает поздно. Таким образом, как бы мы того или иного не хотели, наше «разумное решение» напрямую зависит от того, хочет этого подсознание или нет, и если решение все-таки принято благодаря воле все равно подсознание будет добиваться своего. Таким образом, остается либо отдаться на волю своих неконтролируемых желаний, что иначе называется распущенность, либо железной волей сковав их так или иначе страдать и все равно рано или поздно подчиниться, либо попытаться управлять ими. Но как это сделать. На мой взгляд, тут и вступает в силу теория планов, как инструмент. Вспомните: когда мы смотрим телевизор и нас не устраивает программа, мы ее переключаем. Научившись переключать планы, человек, возможно, сможет решить неразрешимые вопросы. Ну, вот пример: человека крайне не устраивает его работа, достаток, жена - дальше происходит потеря какой либо составляющей, тем более здоровья. Только тогда мы ценим, что имеем, когда утрачиваем. И что же - он понимает, как был безмерно счастлив. Но что мешало переключить программу раньше? Неумение настраивать свой крупный план, неумение отличить основное от второстепенного. А как часто главным является второстепенное! Мы можем спокойно перенести самое трагическое событие, которое находится для нас на втором плане, и убить из-за мелочи задевающей наш первый план. Поиск управления своими желаниями видится мне главной задачей. Знаменитая фраза о том, что: Как современный автомобиль отличается от телеги, так же дикарь не отличается от современного человека. Я уверен, что если бы люди занялись этим вопросом с тем же рвением, с каким они создавали атомную бомбу, ее в последствии можно было бы не создавать. «Но счастья нет и между вами Природы бедные сыны! И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет».

© Семенов Д.Б. (Учин) 2012

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru     Яндекс.Метрика    

Размещение наших материалов без разрешения администрации — запрещено.

 

Художественный руководитель — Денис Семенов (Учин)

«Театр Музыкальной Драмы» Дениса Семенова (Учина), Семенов Д.Б. © 2004+2025г.

ТМД

Работает на InstantCMS