Что такое государство? Государство – это, прежде всего общность народов объединенных единой связующей нитью, идеей, которая цементирует общество и не дает ему рассыпаться на отдельные части, со своей культурой, языком, хорошо и плохо. Рассыпание может происходить вплоть до посемейного, потому что у каждой семьи своя история, свои герои и не герои, свои кумиры и не кумиры, свой принцип понимания добра и зла, хорошо и плохо. Общенациональная идея, общенародная – если вернее, создает тот провод и фундамент, который связывает людей, посемейно, поквартально, один город с другим, одну область с другой, один народ с другим. Что мы видим из истории. Возьмем Россию. Княгиня Ольга, а потом Владимир Красно Солнышко крестят своих подданных в православие и создают первое Русское государство. Именно православие начинает тогда быть единым звеном, связывающим людей еще недавно поклонявшимся самым разным богам, вплоть до бога деревни, что до сих пор мы встречаем, например в Африке. Дальше происходят известные события и по Гумилеву, Россия является не прямым продолжателем Древней Руси, а совершенно другим государством, возникшем из слияния Древней Руси с империей Чингисхана, поэтому в Москве мы видим уже не белый кремль, как во Пскове или Новгороде, а архитектуру представляющую собой смесь Великой китайской стены с итальянским возрождением. Таким образом можно рассматривать Московию, как преемницу Древней Руси, только и прежде всего потому, что она унаследовала от нее ПРАВОСЛАВИЕ. Православие, как главную цементирующую силу государства. Приходят во время Великой Замятни в орде к белому царю монгольские багатуры, приходят со своим отрядом, улусом. Что им говорит московский князь? Служите! Принимайте крещение, женитесь на московской барышне и служите! Православие является в этот период паспортом Московского гражданина. Это православие значительно уже отличается от Византийского, и для того, чтобы окончательно утвердить, это новое, уже русское православие, появляются такие люди, как Сергий Радонежский, Андрей Рублев и т.д., создающие новую культуру Русского Московского православия. Появляются ли светские писатели, композиторы тогда? – НЕТ. Если и появляются, мы о них не знаем почти ничего, но духовная литература, и все что связано с православием, что называется, бьет ключом. Почему? Потому что все уже зацементировано Московским православием и в светских деятелях культуры пока нет нужды. Что мы видим далее? Приходят Иван 4, Романовы, потом Петр, в ореол России вовлекаются все новые земли и народы, уже многие из них не готовы принять московское православие, они хотят оставаться мусульманами, протестантами, католиками, оставаться верным обычаям и вере отцов, в самом православии сосуществует масса течений. Отсюда возникает раскол. Власть пытается выработать новую, уже имперскую идею, безусловно, замешанную на православии, но уже с более светским, более широким охватом, чтобы вместить не готовых к московскому православию. Борьба Аввакума, Алексея Петровича, это борьба не за старые порядки, не за то сколькими перстами надо осенять себя крестным знамением, а борьба за старую идею, идею Московии, которая хороша, но уже не способна цементировать государство таких размеров. И что же мы видим? Начинает появляться, то, что мы зовем сейчас великой русской культурой, от Ломоносова и Пушкина - до Толстова и Чехова, от Бортнянского и Глинки до - Чайковского и Рахманинова, от Рокотова и Боровиковского - до Сурикова и Репина. Таким образом, РУССКИЙ ЯЗЫК, русская культура созданная, потому что стала, востребована историей, как государственная идея, становится цементом огромной Российской империи, вовлекшей в свою орбиту, народы, которые отродясь и не знали о существовании даже друг друга, не то, что о совместной жизни. Дальше происходят ряд событий, и мы видим, как Российская империя рассыпается, в том числе и потому, что предыдущая государственная идея уже не отвечает запросам столь разноплеменной территории. Может быть, католическая Польша, может быть разноплеменный Туркестан, Ойкумена, растворившая в себе в свое время детище Чингиса. Что-то из вновь прибывшего не переварилось. И тут являются большевики и ставят марксизм, а если точнее то марксизм-ленинизм, новой российской государствообразующей и государствопродолжающей идеей. Советская Россия, как бы подбирая осколки рассыпавшейся Российской империи, и предложив уже всему миру, идею невиданную по размаху, со времен Христа и Магомета, вовлекает в свою орбиту уже такие народы и государства, о которых московский князь и во сне не видел, и помыслить не мог об их существовании. Например, Куба. Ну что между нами общего? Климат? Цвет кожи, глаз, волос? Культура? Танцы? Песни? Да ничего! Кроме – социалистической идеи. И государство расширяется до невероятных масштабов. В сферу влияния России-СССР попадают: Африка, Южная Азия, Южная и даже от части Северная Америка, да весь мир. Потому что эта идея не требует ото всех быть православными, или говорить по русски, но взаимопонимание у разделяющих ее совершенно разных друг другу народов - полное. Вот что значит государственная идея! И каждый раз на крутых поворотах истории происходили столкновения между старой и новой идеей, потому что очень многим казалось, что государство разрушается, да так и было на самом деле! Потому что всегда в этот момент внешние влияния приобретали особую значимость, потому что всегда со всех сторон слеталось воронье, чтобы окончательно доклевать раздираемое противоречиями государство, и подчинить его уже своей государственной идее, а значит и своей власти и воле. И поэтому подвиг Аввакума также велик как подвиг Петра, а подвиг Корнилова, как подвиг Ленина. А вот у Колчака подвига уже нет, потому, что он, как Курбский приводит врага на Русскую землю, и ему нет, и не будет оправданий ни с какой стороны для сражавшихся за нее. И каждый раз Россия, уже оплаканная своими, и не без злорадства, похороненная чужими, как феникс, в последний момент, из последних сил, вырывалась из мертвого штопора и взмывала в небеса! Но что сейчас? Какова наша новая идея? Очевидно, что инерция СССР исчерпана, и народ, и власть, мучительно ищут новую идею, новую базу, новый цемент для возрождения страны. Что это? Православие Московии? хорошо! но тогда России может быть и не удержать Сибирь, чего уж там говорить про Украину и т.д. Готовьтесь к размерам Московии времен Ивана 3го! Хоть и хороший был князь! но это путь назад. А знаете, кстати, чем мы россияне сразу заметны на Украине? Они почти не носят крестов! Возможно многие крещеные, но почти ни у кого не видел. Нет креста – Украина, есть крест - Россия. Как хочешь, так и понимай, уния или что, но факт налицо. Далее. Русская культура, русский язык, ПУШКИН! Прекрасно! Но Ливия потеряна навсегда, про Африку и Южную Америку забудьте, восточная Европа – до свиданья, Туркестан – туда же и т.д. Никакого понимания и близости, влияние СССР – далекое прошлое! Марксим-ленинизм? Но мы же шарахаемся от него как от чумы, только, что, чур! не кричат некоторые. Так что же? Что будет новой ИДЕЕЙ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО? А может Евразийский союз? Гумилевский суперэтнос по всей Евразии? Заманчиво? Уже есть реальные шаги в этом направлении! Но нужна конкретика! Общность территорий еще не есть ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ! Вот ее нахождение – ЕСТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ СЕГОДНЯШНЯЯ ЗАДАЧА! Если она не будет найдена, Смоленское, Московское и Рязанские княжества не за горами! А это страшно, господа! Откройте, почитайте, ущипните себя, если не верится, если есть сомнения, что это страшно!
И еще в качестве постскриптума.
Американская идея противостоящая нам сейчас всем хороша. Безусловно, очевидно, правильно, что в 21 веке, с водородной бомбой, роботами и Интернетом в кармане, человечеству необходимо постепенно становиться единым государством, с единой ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕЕЙ, НО американская идея не отвечает самой сути единства! Она прежде всего не предполагает РАВНОПРАВИЯ, МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ, а не МОНОКУЛЬТУРНОСТИ, то есть смеси в одну жуткую кашу по самому поверхностному, замену одной извилиной тысяч. В своей основе она крайне примитивна в ее культурном наполнении, она не выстрадана миллионами жертв. Американцы - нация – детей человечества. Она так недавно сформировалось, что не успела обрасти хоть сколько-нибудь заметной мудростью, потому она, столь нетерпима, агрессивна, неравноправна, тороплива. Только злые дети могли сбросить атомные бомбы на спящие города, а потом педантично изучать, кого поджарило, а кто сгорел на месте. Только дети человечества могут лелеять мечту создать новую Римскую Священную империю американской нации, не обладая даже 10 процентным запасом культуры Древнего Рима, когда Август, наконец, надел свой лавровый венок и что, все равно было потом! Их не останавливает ни опыт Александра, ни Чингисхана, ни Наполеона, ни Гитлера! Потому что даже если им и удастся, гипотетически, подчинить себе весь мир, то такая структура неизбежно рассыпается под малейшим неблагоприятным дуновением, не имея ПРИЕМЛЕМОЙ И ПОЧИТАЕМОЙ всеми гражданами ее ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, чего уж говорить про НЕРАВЕНСТВО. Гегемонию золотого центра против рабских окраин. Эта затея обречена на крах даже не из-за внешних воздействий, а под своим собственным весом. Она собственно и сейчас консолидирована скорее самонагнетаемой внешней угрозой, чем естественным стремлением. Она еще раз показывает глубину уровня образования и понимания вещей своими насаждателями. Единственный реальный, ведущий к мирному сосуществованию путь - это поиск опять по настоящему БОЛЬШОЙ И БЛИЗКОЙ людям идеи, и создание настоящей планетарной конфедерации, федерации, того, что еще в середине прошлого века предлагал Рерих, и то, что в качестве жалкого шута, сильных мировых игроков, существует сейчас под названием ООН, и уже все более громко звучат голоса о ненужности и этой декорации. У нас нет другого пути! Мы должны услышать себя! Наша природа, наконец, требует мира! Мы все, люди земли! Иначе Третья мировая станет уже неизбежным, и обозначит крах и закат существующей цивилизации, и новый виток, от камня, бронзы и далее, и только уцелевшие развалины небоскребов будут восхищать воображение полудиких потомков, как сейчас восхищают нас пирамиды, таинственные знаки в Южно Американских пустынях, и точное изображение Млечного пути на стенах древних индуистских храмов.
© Семенов Д.Б. (Учин) 2012
К оглавлению...