Чтобы не уходить в школьные сочинения, мы не будем повторять ОБЩЕИЗВЕСТНОЕ об этой прекрасной и героической повести, и сосредоточимся на ГЛАВНОМ ее посыле, месседже, как сейчас «модно» говорят. Итак, в чем он? Идея автора такова: он, как истинно христианский православный писатель показывает нам, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ В ПРАВЕ ИДТИ ПРОТИВ БОЖЬЕЙ ВОЛИ. Что произошло? У Тараса было два сына, как известно, Остап и Андрий. Что хотел, о чем мечтал Тарас в них? О своей РЕПЛИКАЦИИ. О том, чтобы из одного Тараса на земле появились ДВОЕ. Это понятно укладывалось и в его правильный пафос борьбы и в его характер, чем больше воинов, тем ближе победа. Но что получилось. Получилось вот что. Бог, любящий на земле МНОГООБРАЗИЕ и равновесие противоположностей, т.е. динамику вместо мертвой статики, послал Тарасу двух РАЗЛИЧНЫХ сыновей. Причем различны они были не только между собою, но и с самим Тарасом тоже. Это понимала их мать, жена Тараса, но сам Тарас понимать этого НЕ ЗАХОТЕЛ. Богу НЕУГОДНА была Тарасова репликация, ибо Тарас уже есть, и он послал ему продолжение и развитие его идей, в лице Остапа, и полную его противоположность, близкую, кстати, матери, в лице Андрея. Что нарушил Тарас, оставшись МСТИТЬ, в то время, как большая часть войска вынуждена была вернуться для защиты Сечи от турок? Он нарушил сразу два закона: он отнял ЛИЧНУЮ свободу выбора своего сына, данную ему Богом при рождении, причем УЖЕ ПОСЛЕ СОВЕРШЕННОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА его, и СМЕШАЛ ЛИЧНО-СЕМЕЙНОЕ С «ПОСТОЯТЬ ЗА ДРУГИ СВОЯ». Тем самым, обрекая и «други своя», и своих детей в жертву СВОЕЙ ГОРДЫНЕ, хоть и воина-патриота. И Господь покарал его и тех, кто остался с ним. Нельзя вождю смешивать семейное и государственное, нельзя человеку вторгаться в ПЛАН БОГА. А если уж он обязательно хотел отмстить, что полностью противно, как раз православному войну, то он должен был остаться ОДИН, даже без сына, и мстить ОДИН на свой страх и риск, на свою личную ответственность перед Богом. Итог плачевен. Остап зверски убит на плахе, Андрий убит своим отцом, отец убит в бессмысленной вылазке ярости, хорошо, что на этот раз – дружина спасена – его подвигом. Могло ли быть иначе? Могло. Если бы Тарас смирился, ведь «поезд уже ушел», сын Андрий не «заблудился», он УЖЕ выбрал свое исходя из человеческого, как взрослый, отвечающий за свои дела человек, воспитывать поздно, предав товарищей и свою Родину. Наказан ли был бы он за это? Безусловно. Предательство всегда наказывается. Любое. Со времен Иуды, точно. Возможно в будущей борьбе Тарас встретился бы с Андрием лицом к лицу в бою, и убил бы его, В БОЮ, но уже не как сына, а, как СОЛДАТА ВРАГА, и грех детоубийства не отягчил бы так его седую голову. Возможно сам Андрий, разобравшись, что к чему, ибо ЛЮБОВЬ, ВООБЩЕ ГОВОРЯ, ТАК НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ, по крайней мере, христианская, сам ушел бы ОТТУДА и, покаявшись, стал бы лучшим воином Сечи. Возможно, что и самая ТА сторона, поняла бы через Андрия бессмысленность войны с чужой верой и укладом жизни, по крайней мере, в его лице и полномочиях, если бы он остался ТАМ, и стал командовать польскими отрядами, посылаемыми на Русь. В любом случае у Тараса остался бы Остап, став еще ближе к Тарасову Я, продолжив и развив бы его идеи и борьбу. А сам Тарас, вместо отчаянных и безнадежных в своей ненависти вылазок, добился бы в Сечи нового похода и ПОБЕДЫ, и/или доживал бы свой век, уча и внуков любить свою Родину, как ее любил он сам. Вот что сказал нам Гоголь в своей повести «Тарас Бульба».
© Семенов Д.Б. (Учин) 2016
К оглавлению...