Без претензии на богословие, или что-либо еще, изложу некоторые мысли, посетившие меня при чтении Евангелий.
Очевидно, что последовательность Евангелий не случайна. А объем заложенного действительно Божественен, ибо такой широты взгляда человеческая мысль не знала, ни до, ни после. Итак, Евангелии представляют стройную систему, дающую с другой стороны огромную свободу при единстве понимания. Так называемая сегодня толерантность заложена именно внутри христианской догматики, и более такого нет нигде. Разберемся.
Нам предлагается начинать чтение с Матфея, левый столп, потом идет Марк (левое перекрытие), потом Лука (правое перекрытие) и замыкает правый столп – Иоанн. Замыкая, открывает, потому, что если смотреть с правой стороны, замыкает Матфей. Таким образом, строй Евангелий собирает людей и слева и справа через Матфея и Иоанна, и ведет их к Марку и Луке, те же устремляют наш взгляд уже на самого Христа. Причем если, оба столба, для только пришедших, подробно объясняют главную догматику, то Марк и Лука, продолжая развитие первых, ставят в итоге вопрос-понимание, т.е. понимание, что христианство есть не просто исполнение требуемого, уже понятого, но постоянное дальнейшее стремление ко Христу, без остановки, на достигнутом и открытие все новых пониманий и глубин о Христе и через Христа.
Матфей предлагает нам наиболее традиционное понимание, т.е. прямо вытекающее из Ветхого Завета. Он наиболее последовательно-книжен, педантичен в последовательности изложения фактов. Это понимание через ум, размышление, с достаточно холодным носом, так сказать. Он призывает всех людей рационально-книжного понимания вещей, технического склада ума, можно даже сказать скептиков-философов. Огненный Иоанн призывает, прежде всего, людей активно-действенных, сосредотачиваясь с одной стороны на ключевых моментах истории и давая одновременно, в целом, энергетический настрой происходившего. Можно сказать, что Иоанн дает действенное понимание, сознательно уклоняясь от монотонной последовательности, давая подробно важнейшие события, сознательно пропуская «книжные» подходы-подводки к ним. Таким образом, Матфей привлекает холодных мыслителей, Иоанн горячих деятелей. Дальше, если верить традиции, из текстов это проистекает, как мне кажется, Марк рассказывает нам историю глазами Петра, а Лука, глазами Богородицы и вообще всех женщин, окружавших Христа. Постоянно сомневающийся Петр, являясь кремнем в основном, ведет нас именно к пониманию происходящего глазами человека, твердого, верного, человека, как если бы мы сами шли рядом с Христом, что-то понимая, а что-то оставляя вопросом. В «женском» Евангелии от Луки мы видим наиболее подробное описание деталей и мягкость, здесь, так же как и у Иоанна идет выделение ключевых эпизодов, но они уже подаются «женским» взглядом, мы можем назвать его наиболее мягким, чувственным, трепетным. В конечном же счете, в нем также уже нет такой однозначности, как в обоих «столпах». Таким образом, возникает перекрестие, пройдя через Иоанна, мы дальше идем за Петром, нам как бы смягчают, нашу уверенность-действенность Иоанна, напоминая, что мы люди, и любая однозначность совсем, может нас завести в сторону. А суховато-книжных педантов, приведенных Матфеем, Богородица также умягчает на более теплое, сердечное отношение, заставляя иными словами заплакать всегда сухие глаза холодного ученого. Размыть этими слезами однозначность его суровой логики, и быть готовым к новому, непознанному, что познать уже только инструментами логики нельзя. В итоге же каждое из Евангелий сразу открыто для всех приходящих, так что каждый, смотря по своему характеру, складу мышления и предыдущим знаниям и пониманиям, может выбрать наиболее близкий ему путь. Но наличие всех четырех разом – указывает на необходимость изучения всех, несмотря на первое, ставшее нам ключом к другим. Система универсальна, многополярна и вместе с тем едина, устремлена в бесконечное ко Христу, со всех сторон, вместе и одновременно по отдельности.
© Семенов Д.Б. (Учин) 2016
К оглавлению...