Несколько слов о «Снегурочке» Александра Островского

Пьеса А.Н. Островского с самого начала явилась «загадкой» для публики и критики, вообще для всех прочитавших ее. Островскому много за нее досталось, он даже сам начал сомневаться в ее ценности. Именно это «непонимание» людьми представленного и вызвало «невнятный» прием одного из самых сильных и ярких шедевров драматурга Островского. С другой же стороны – очевидная красота и лиричность сюжета, редкая тематика, обаяние сказочной, «легендарной» седой старины, безусловно, привлекли огромное внимание! Сколько музыки, живописи к «Снегурочке», сколько постановок на театре! Но загадка – осталась загадкой. Попробуем ее разгадать. Итак:
Снегурочка сразу оказалась «непонятной» «всем» сторонам. Язычники, не нашли в ней «языческого», вернее пытались найти, но все как-то не срасталось. Христиане отвергли ее именно из-за «языческой» тематики. Ну и так далее. Короче все «идейные» остались ни с чем, в понимании ее. Только простые, искренние сердцем люди, без выяснений идей, приняли ее сердцем, и именно им эта пьеса обязана своей неумирающей славой. Но что же написал автор? Вернее, что у него получилось? Без претензий на абсолют видим следующее.
1. Снегурочка в сути своей глубоко христианская пьеса, и, несмотря на названия – имена, существует строго в христианском понимании вселенной.
2. Снегурочка в какой-то степени даже делает попытку проследить преломление древней веры, назовем условно, «берендеев», условно, потому, что подлинные берендеи тюркское кочевое племя, а Островский дает нам описание наших предков, считаемых славянами. Но если посмотреть пристальнее, то и берендеи название не случайное, так как именно тюрки принесли на Русь свою традицию Тюркютского Эля (удельно-лествичная система и т.д.), где Ярило – самый, что ни на есть арийский Митра, а восторжествовавший на Руси через Апостолов, Византию и Ольгу – Саваоф-Христос, олицетворился с Тенгри – Вечным небом. Именно поэтому именно Русь стала так доступна христианству, в отличие, например, от Западной Европы, несмотря на все усилия – так и оставшейся в язычестве.
Исходя из этих двух тезисов, попробуем обрисовать коротко и ясно, так в чем же настоящее отличие язычества от христианства? Не в смысле богословия, а в смысле философской доктрины – установки, что к чему. Так вот! Главное отличие философии язычника от христианина – является то, что язычник:
а) Отделяет себя от мира-вселенной, противопоставляет себя ей.
б) Поэтому относится к любым богам, как только сильнейшим себя. 
в) Поэтому выстраивает всю иерархию и с богами и с людьми на принципе – дашь на дашь. Отсюда презумпция виновности, отсюда лесть наверх и кнут вниз, отсюда гордыня при благодетельстве «наконец» избранных мной, «верных» мне и только мне! Отсюда недоумение, как человек может быть мне не волком, если я заведомо ему волк? И только «заслужившие» принимаются в «мою» стаю? Я пришел – принес богу много, мне бог много дал, я делаю все что хочу, ибо бог мной куплен. Вот главный постулат язычника! Отсюда неравенство, касты, жрецы. А как итог лозунг современного глобализма – будь первым – возьми от жизни все. В пределах же пресыщение, безнадежность – смерть. И физическая и духовная. Видите как просто?
А христианин мыслит ровно наоборот:
а) Я часть мира-вселенной, сопоставляет себя с ней и не мыслит себя вне ее. Божий сын. Часть Бога и Бог всюду и везде, во мне и вне меня, как начало всех начал! И только когда я сам иду против всего этого – я теряю Бога в себе и становлюсь несчастнее самого несчастного.
б) Я всегда должен Богу и как бы хорош я не был, нет никаких гарантий, что я поступил именно так как, Он хочет. Постоянная связь, желание этой связи, просьба о ней и поиск «волны» и постоянный соблазн, ибо Сатана отличный «радиоперехватчик». Только зазевался, ан уже подменили «радио».
в) Отсюда равенство всех тварей-объектов перед Ним, ибо все они только часть его, а ЗНАЧИТ И ПЕРЕД ТОБОЙ. Отсюда презумпция невиновности, т.е. та самая любовь, проистекающая не от «умильности» гордыни, а от того, что все встречаемые КТО и даже ЧТО воспринимаются христианином – как часть себя! Ибо я сам часть Его! Вот идет человек по улице, для язычника – объект №..цать, а для христианина – он сам. Часть его – рука, нога, глаз. То же и с тварями. Именно это есть – любовь. Понимание этого ее двигатель.
Отсюда принципиальная разница в психологии язычника и христианина в вопросах кар и наказаний, и наоборот раздач и милостей. Язычник рад! искренне и безмятежно! Мой бог победил его бога, я дал ему в морду и счастлив, ибо я и мой бог – огого! Христианин скорбит, ибо, наказывая, ему пришлось отторгнуть от себя наказуемого, ударить самого себя. Отсечь, что было необходимо, но свое! плоть от плоти! То же в дарении! Язычник наступил себе на горло – оторвал от себя! «На! Но помни! Я! Видишь! Смотри у меня!» Чувство потери его не покинет никогда! Христианин дал «самому себе» – и рад – все!
Язычник видит продолжение себя только в своих детях, даже, несмотря на очевидные доказательства науки последних времен, что это совершенное заблуждение. За редким исключением – все дети являются не только не продолжателями «дел» отцов, но разрушителями, врагами их! Это вот данность! А не наоборот. Христианин же напротив понимает, что Богу виднее, и только исполняя свой долг, он может рассчитывать, на «продолжение», опять таки, если Богу это будет надо. Язычник стремится к бессмертию, а христианин бессмертен. Он не верит! Верят язычники! ОН ЗНАЕТ, что это ТАК. Христианин видит мир, единым, целым, как бы трудно не приходилось ему, он видит изначальную и всепобеждающую Благость Творца! Он верит Творцу! Для язычника же мир расколот –  тонет в непрестанной всепожирающей друг друга борьбе всего и вся за «место под солнцем», злобе, зависти и горделивом «мерянии» «личными» успехами. Он не верит даже самому себе. Теперь вернемся к Снегурочке. Что мы видим? Пойдем по персонажам.
1. Царь Берендей. Благостный старичок? Утопическая мечта о «благом государе-заступнике»? Как бы не так! Царь Берендей в сути своей здесь является нам самим Ярилой! Очень может быть, что человек по имени Берендей и не знает до конца Кто, верховодит в нем! Но Ярило знает! Ярило здесь предстает по сути как Савооф – Бог отец, а Царь Берендей – как царь-пророк! Это царь Давид! Ведущий своих берендеев не из-за того, что его «выбрали 70% избирателей», а потому, что именно через него осуществляется вещественная земная «диктатура» Духа Святаго. И он остается царем лишь до тех пор, пока именно Он ведет такого царя! Это та самая модель, на которой зиждилась и зиждется Россия, сколько бы ни было споров вокруг, ибо личное Я Берендея берендеям НИЧТО, и мнение его, оторванное от Божественной мудрости НИЧТО, они подчиняются и верят через Берендея Яриле, а не самому Берендею лично! И вот это ОТЛИЧНО знает царь Берендей, потому и царствует!
2. Но кто же стоит вторым, как тень, у трона царя Берендея? Бермята! Полная противоположность царю Берендею! Его главный оппонент и враг! В сути своей Дед Мороз! Бессердечный, горделивый, жестокий в достижении своих «идей» и противоположный Яриле во всем! Мертвящая, леденящая сила равнодушия, распада, вечного покоя, а значит ТЛЕНА! Кто же это? Узнаете? Он самый! ВРАГ – Сатана.
3. У Бермяты есть жена, а у Деда Мороза она же, но только уже без штампа в паспорте. Как вдруг среди легендарных имен «русской» старины, вдруг выскакивает Елена Прекрасная? А где же Парис и Менелай? У автора проблемы со стилем? Ничего подобного! Островский ясно нам дает понять связь Весны-Красны и ее человеческого воплощения Елены-Прекрасной, равно как и явственное сопоставление ее с Деметрой, Берегиней, Праматерью! И вот она, являясь официально «женой!» князя мира сего – Бермяты, заигравшаяся с Дедом Морозом, кого же любит Елена? К кому стремится, будучи в сути своей совершенной противницей Бермято-Морозовых замыслов, но все же по-женски подчиняясь своему бесплодному «мужу-любовнику», беспрестанно уступая его жестокой силе внешне, но НИКОГДА внутренне. А стремится она к пастуху Лелю! Почему?
4. Потому что Лель, кроме символа плотской любви, прежде всего, является связником с Ярилой! Он так же как царь Берендей творит его Волю и Его Волей! Мы можем прямо сопоставить Леля с Духом Святым! Творителем-Зажигателем Божественной любви! Именно Ее, куда входит и плотская! Но только после, а не прежде. 
5. Из «людей» остается Мизгирь. Купавы и т.д. выступают здесь уже как народ, имя им легион, и Купавам и Бобылям и т.д. Так вот Мизгирь, в «языческой» «Снегурочке» Островского и есть – единственный язычник. Более того, вождь-язычник. Провозвестник языческой догматики, суть которой – купля-продажа! Дашь на дашь! Я дал богам, они должны мне! Я лучший, и у меня будет лучшее! Что я сам не знаю, но то что людьми принято считать лучшим! считали бы люди, что лучше всего жениться на овце, с золотым руном, то Мизгирь бы и Снегурочку бросил, увидев такую овцу! Кто же он? Слепой? Жестокий ребенок, хорошо владеющий мечем и слугами для «своих» «осмысленных» целей? Судить ВАМ самим. Одно можно прибавить, что не будь на земле Мизгирей, Бермятам пришлось бы совсем уходить в тень – Мизгири опора всех Бермят, ибо Бермята, в сути своей и сам Мизгирь!
6. Остается последняя фигура, именем которой и названа пьеса. Как вы думаете, ЧТО нужно было написать автору, чтобы сделать пьесу «Снегурочка» 100% языческой? Чтоб определиться «наконец» с лагерем борьбы и собрать «лавры славы»? Очень простое изменение. Чтобы Снегурочка не сама себя принесла в жертву любви и людям, т.е. любви К ЛЮДЯМ, а это сделали бы с ней насильно! Все! Восторжествовало бы любимое и понятное дашь на дашь, одни бы плюнули, другие закричали браво! Но Островский автор гениальный и христианский, и Снегурочка САМА, по требованию-намеку царя Берендея, при непосредственной «работе» Леля приносит себя в жертву искупляя ВСЕХ через себя. И не остается трупом, смердящей добычей смерти и Бермят, а испаряется! Возносится по сути! Растворяется в бытие Божьего мира. И из-за туч кажет свой лик и Ярило-Саваоф! На что похоже?..
А Мизгирь отправляется в бездну нежития, и опять таки сам, исходя из своей мертворожденной, мертвящей доктрины смерти…
Вот какую «языческую» пьесу написал нам Александр Николаевич Островский.
Перед нами ПРЕЛОМЛЕНИЕ через «седую» древность ХРИСТИАНСКОЙ ДОКТРИНЫ.

© Семенов Д.Б. (Учин) 2017

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru     Яндекс.Метрика    

Размещение наших материалов без разрешения администрации — запрещено.

 

Художественный руководитель — Денис Семенов (Учин)

«Театр Музыкальной Драмы» Дениса Семенова (Учина), Семенов Д.Б. © 2004+2025г.

ТМД

Работает на InstantCMS